вторник, 9 декабря 2014 г.

Классификация электронных портфолио

Все многообразие электронных портфолио можно классифицировать по следующим признакам:
1.              по назначению;
2.              по уровню распространения;
3.              по технологическим подходам к реализации;
4.              по технической инфраструктуре.
1.      Классификация по назначению.
По своему назначению электронное портфолио может представлять собой отчетную работу. Например, отчетное портфолио может использоваться как инструмент для проведения аттестации педагогов. Инструмент создания и ведение отчетного портфолио обычно четко регламентируется регуляторами, а сам процесс является задокументированным. В качестве примера можно привести сайт аттестации учителей http://portfolio-edu.ru — проект министерства образования Пермского края.
Функционал отчетного портфолио позволяет заполнить анкету в соответствии с заданным набором полей, добавить фотоальбом, отправлять сообщения коллегам, загрузить файлы с материалом портфолио, отправить портфолио на экспертизу. Имеется разграничение доступа к размещенным материалам. Система представляет собой систематизацию профессиональных достижений педагогов в рамках мониторинга региональной системы образования.

Другим видом портфолио по критерию назначения может служить электронное портфолио образовательных достижений или портфолио развития. Портфолио развития может использоваться в качестве образовательного инструмента, позволяющего проводить целеполагание и фиксировать текущие образовательные достижения учащегося.
Программный инструментарий портфолио развития должен содержать механизмы планирования: журнал, записную книжку и т.д., а также обеспечивать организацию обратной связи с преподавателем и группой учащихся для обеспечения необходимой рефлексии обучаемого и его творческого развития.
Еще одной особенностью портфолио развития является ограничение доступа к публикуемому материалу в рамках сетевого сообщества или учебной группы, поскольку контент портфолио содержит личные планы и незаконченные работы, не предназначенные для публичного распространения.
В качестве примера успешной реализации портфолио развития можно привести сетевой ресурс http://4portfolio.ru, созданный авторами на базе платформы Mahara. Данный инструмент является реализацией персональной среды обучения (PLE). В настоящее время это направление активно развивается за рубежом.
Карьерное портфолио предназначено для фиксации достижений профессионала и также может служить инструментом работодателя. Примерами карьерного портфолио являются проекты http://freelance.ru и http://brainstorage.me. Как правило, инструментарий карьерного портфолио позволяет профессионалам публиковать резюме и свои достижения в общем доступе. Система также должна иметь встроенные средства поиска и обеспечивать связь с крупными кадровыми агентствами, поэтому кроме резюме и портфолио соискателей обычно публикуются вакансии работодателей, включающие условия и график работы, размер зарплаты и т.д.

Специализированное портфолио служит для фиксации достижений в определенной профессиональной области. В качестве примера можно привести проект http://netfolio.ru.


Это коммерческий проект для систематизации результатов профессиональной деятельности преподавателей. Включает заполнение стандартной анкеты, возможность публикации фотографии и текстовых документов. Кроме того требуется платная регистрация и установка клиентской программы для заполнения портфолио. Система представляет собой попытку систематизации профессиональных достижений педагогов в рамках мониторинга системы образования, однако в отличие от отчетного портфолио, может быть использована не только для аттестации педагогов, но и для фиксации личных профессиональных достижений и публикации их в открытом доступе, например для карьерного роста.


Другим примером специализированного портфолио является инструментарий, предоставляемый образовательными сайтами http://www.uchmet.ru, http://www.proshkolu.ru и http://nsportal.ru. Инструментарий данных сайтов имеет базовые средства коммуникации с поддержкой элементов социальных сетей, что позволяет создавать профессиональные сообщества.

Творческое портфолио является еще одним способом фиксации личных достижений в достаточно свободной форме. Этот вид портфолио не регламентируется регуляторами и чаще всего является личным сайтом или сетевым тематическим ресурсом. Как правило, инструментарий такого электронного портфолио представляет собой одну из распространенных систем управления контентом (CMS) (например, WordPress) или конструктор сайтов с типизированными шаблонами.
Конструктор сайтов http://www.ucoz.ru  — самый популярный и наиболее часто использующийся инструмент для организации электронного портфолио творческого типа в среде российских педагогов. Основные возможности: публикация и управление контентом, предоставление бесплатного хостинга, организация домена третьего уровня. Базовая система включает набор следующих сервисов: управление пользователями, форум, дневник, фотоальбом, гостевая книга, каталог статей и файлов, мини-чат, WYSIWYG редактор, новости, управление статистикой посещений, доска объявлений, тесты, опросы и т.д.


Конструктор сайтов http://jimdo.com еще один современный инструмент для разработки электронного портфолио.
Основные возможности инструментальной среды Jimdo: публикация и управление контентом, предоставление бесплатного хостинга. Бесплатная версия включает набор сервисов: собственный шаблон дизайна, публикация блогов, гостевая книга, загрузка файлов, управление трафиком, галерея изображений. Имеется мобильный клиент, интеграция с YouTube и социальными сетями Facebook, ВКонтакте.
Сайт portfolios.ru представляет собой конструктор сайтов типа «портфолио» для фотографов и дизайнеров. Система может использоваться только в качестве публикации фотогалерей и творческих графических работ в открытом доступе. Остальной функционал отсутствует.

2.               Классификация по уровню распространения.
1)       Личное или персональное. Такое электронное портфолио создается по личной инициативе и предназначено для распространения в кругу друзей, знакомых и личных профессиональных контактов. Содержание личного электронного портфолио и его распространение не регламентируется.
2)       Учебная группа, компания или организация. Такое портфолио создается по инициативе педагога, руководства компании или организации и отражает текущие достижения учащихся или сотрудников. Содержание такого электронного портфолио и его распространение регламентируется внутренними нормативными документами учебного заведения или организации. После выхода участника из данной группы (учебного заведения, организации) доступ к портфолио может быть ограничен или закрыт.
3)       Уровень региона. Электронное портфолио уровня региона создается по инициативе региональных органов управления и служит для мониторинга образования, проведения аттестации педагогов и других целей. Содержание такого электронного портфолио и его размещение в сети Интернет регламентируется нормативными актами региональных органов управления.
4)       Федеральный (государственный) уровень. В последнее время Министерство образования и науки Российской Федерации проводит инициативу внедрения портфолио школьников в образовательную деятельность и использования его содержания для оценки внеучебных достижений школьников. К 2015 году планируется использовать эти данные при поступлении в высшие учебные заведения России. Содержание такого электронного портфолио и его размещение в сети Интернет будет регламентироваться нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации. Практика проектов государственного уровня по созданию электронного портфолио в системе образования существует, например, в Новой Зеландии - проект MyPortfolio для школьников http://myportfolio.school.nz  и студентов http://myportfolio.ac.nz.
5)       Уровень Интернет-сообщества. Электронное портфолио данного типа распространяется в социальной сети Интернет-сообщества. В качестве примера можно отметить портфолио учителей http://www.proshkolu.ru и http://nsportal.ru. Содержание электронного портфолио Интернет-сообщества определяется запросами его участников.

 3. Классификация по технологическим подходам к реализации.
В зависимости от используемой технологии реализации электронное портфолио может быть следующих видов:
1.       Локальное портфолио (распространяется на DVD-диске, на накопителе Flash). Такое портфолио достаточно часто используется в образовательных учреждениях. Локальное портфолио, как правило, представляется в форматах: презентации Microsoft Power Point (.ppt, .pptx, .pps); текстового документа (.doc, .docx, .pdf), реже — в графических форматах (.png, .jpg, .tiff), в форматах Open Office (.odt, .odp) и других.
2.       Сетевое портфолио (размещается в локальной сети учреждения или сети Интернет). Портфолио представляет собой набор документов, размещенных в сетевом совместном доступе. По форматам представления документов сетевое портфолио аналогично своему локальному аналогу. Достоинством сетевого портфолио является его доступность для более широкого круга лиц.
3.       Веб-портфолио (размещается в сети Интернет). Материал электронного портфолио хранится в базе данных и является разнородным. Программно-инструментальная среда поддерживает клиентский и серверный уровни. Доступ к содержанию портфолио обеспечивается с помощью Интернет браузера. Программная реализация может обеспечивать также следующие функции:
     авторизация пользователей и разграничение доступа к информации;
     организация социальных сетей и сообществ;
     публикация блогов;
     получение отзывов и комментариев от членов сообществ;
     публикация резюме;
     организация тематических форумов, чатов, конференций, вебинаров;
     создание и управление контентом.
Также веб-портфолио может включать коллекцию файлов, медиа ресурсов и ссылки на внешние источники с настраиваемым доступом.

4.      Классификация по технической инфраструктуре.
1)       Электронное портфолио создается как отдельный документ на локальном компьютере. Для разработки качественного электронного портфолио требуется наличие на компьютере установленных офисных приложений, графических пакетов, средства обработки аудио и видеозаписей, анимации, а также наличия навыков работы с данными программами.
2)       Клиент-серверное программное обеспечение для ведения портфолио. Существует ряд инструментальных систем, предоставляющих достаточно широкие возможности для создания портфолио, но для их функционирования необходимо наличие выделенного сервера, подключенного к сети Интернет, или использование хостинга Интернет провайдера. В качестве примера можно отметить платформу Mahara. Это свободный открытый проект, распространяющийся по лицензии GPL, но он требует установки на сервер, программной настройки и администрирования. Для использования в качестве национальной платформы требуется локализация программы.
3)       Использование тематических Интернет проектов, предоставляющих услуги создания и размещения электронного портфолио. К этой категории относится большинство рассмотренных выше российских проектов: «4Портфолио» (http://4portfolio.ru), «Учебно-методический портал» (http://www.uchmet.ru), «ProШколу.ru» (http://proshkolu.ru), «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru) и другие. Для создания и размещения электронного портфолио требуется регистрация на ресурсе.
4)       Использование облачных платформ, таких как Google Apps, предоставляющих инструментарий создания, редактирования и размещения документов, фото и видеозаписей, а также средства коммуникации. Данные инструменты также могут использоваться для создания и размещения электронного портфолио.

Комментариев нет:

Отправить комментарий