вторник, 9 декабря 2014 г.

Сравнительный анализ эффективности систем управления электронным портфолио

Сравнительный анализ эффективности систем управления электронным портфолио для обучения школьников, студентов и специалистов

Анализируется тенденция использования электронных систем управления учебными и профессиональными  достижениями. Описываются виды систем электронного портфолио, приводятся основные характеристики наиболее значимых представителей.
За последние 10 лет в образовательных учреждениях все чаще стали внедряться системы электронного портфолио, а на их развитие стали выделять все больше финансовых и человеческих ресурсов. Учитывая текущую тенденцию, целью данной работы стал анализ возможных вариантов систем электронного портфолио на разных платформах. Данные системы, которые можно охарактеризовать одновременно как процесс, продукт и инструмент обучения [2], доказали эффективность своего использования в образовательной сфере, что привело к значительному увеличению количества работ, связанных с ними. Можно проследить тенденцию увеличения количества различных научно-исследовательских работ, касающихся систем электронного портфолио, на примере статистических данных, опубликованных Японским обществом образовательных технологий [8].

Системы электронного портфолио могут базироваться на разных платформах. Можно выделить четыре основных вида таких платформ: Web2.0, CMS (Contents Management System), LMS (Learning Management System) и специализированные системы управления электронным портфолио. Для каждого вида систем электронного портфолио существует множество практических воплощений, приведенных ниже.
1. Системы, основанные на Web2.0
(1) Wordpress (СПО) Высокофункциональный инструмент для ведения блогов, основанный на MySQL и PHP.
(2) Elgg (СПО) Программа для создания различных сервисов социальных сетей.
(3) GoogleDocs (КПО) Официальное веб-приложение Google Documents, позволяющее создавать и форматировать документы с возможностью совместного использования.
(4) WikiSpaces (КПО) Сервис веб-хостинга Wiki, запущенный Tangient LLC.
(5) mixi (КПО) Одна из крупнейших социальных сетей Японии, основанная mixi, Inc.
(6) Facebook (КПО) Одна из крупнейших мировых социальных сетей, основанная Facebook, Inc. По данным 2011 года, содержит около 500 млн. пользователей.
(7) ZOHO Writer (КПО) Текстовый процессор, основанный на веб-технологии AdventNet, позволяющий создавать и редактировать документы онлайн.
2. Системы, основанные на CMS
(8) Plone (СПО) CMS система, основанная на сервере приложений Zope, разработанная некоммерческой организацией Plone Foundation.
(9) Drupal (СПО) CMS система модульной структуры, написанная на языке PHP.
(10) Xoops (СПО) CMS система, защищенная лицензией GPL.
(11) Userland Manila (КПО) CMS система и веб-сервис, разработанный компанией UserLand Software.
(12) Factline (КПО) Многофункциональная CMS система, разработанная компанией Factline Webservices Gmb.
(13) Movable Type (КПО) Стандартное программное обеспечение для ведения блогов, разработанное компанией Six Apart. Благодаря развитой системе плагинов (модулей) она обладает достаточно большой функциональностью.
3. Системы, основанные на LMS
(14) Blackboad (КПО) Крупнейшая мировая LMS система, используемая в 75 странах более чем 9300 учебными заведениями и частными предприятиями.
(15) Fronter (КПО) LMS система, разработанная компанией Fronter, нацеленная в первую очередь на европейский рынок. Она поддерживает множество языков и виртуальную обучающую среду (VLE).
(16) Exabis (Moodle) (СПО) LMS система, разработанная компанией Exabis (при поддержке Федерального министерства образования, искусства и культуры Австрии). Является модулем, расширяющим функции портфолио Moodle. 
(17) MyStuff (Moodle) (СПО) LMS система, разработанная Открытым университетом Великобритании. Является модулем, расширяющим функции портфолио Moodle.
(18) Moofolio (Moodle) (СПО) LMS система, разработанная центром SPDC в Нью-Хемпшире (The Seacoast Professional Development Center). Является модулем, расширяющим функции портфолио Moodle. 
(19) WebClass (КПО) LMS система, разработанная компанией WebClass. Используется более чем в 100 университетах Японии. Поддерживает функцию электронного портфолио.
4. Системы управления электронным портфолио
(20) iWebfolio (КПО) Система, созданная компанией Nuventive в качестве онлайн-сервиса. Она не ограничена лишь студентами учебных заведений и подходит для хранения индивидуальных достижений любого пользователя.
(21) Mahara (СПО) Открытое программное обеспечение, разработанное с помощью PHP. Доступна функция просмотра и демонстрации портфолио, что делает возможным использование Mahara для хранения учебных достижений.
(22) FSU Career Portfolio (КПО) Система карьерного портфолио, созданная Career Center. Среди созданных с помощью нее профессиональных портфолио проводятся конкурсы.
(23) Penn State's e-Portfolio (ППО) Система личных достижений, разработанная Университетом штата Пенсильвания для студентов.
 (24) Alverno's DDP (ППО) Система личных достижений, разработанная колледжем Алверно. Поддерживает функцию демонстрации, необходимую для создания резюме.
(25) Электронное портфолио Педагогического университета Хёго (Кобэ, Япония) (ППО) Система, созданная в Педагогическом университете Хёго для общения и обмена опытом между аспирантами.
(26) TaskStream (КПО) Система, разработанная компанией TaskStream в качестве образовательного портфолио.
(27) PebblePad (КПО) Система, разработанная компанией Pebble Learning, также известная как WebFolio. Она использует Macromedia Flash для поддержки интерфейса и инструментов, может использоваться в качестве демонстрационного портфолио. Используется более чем в 40 университетах Великобритании в качестве образовательного портфолио.
(28) FolioTek (КПО) Система, разработанная компанией Lanit Consulting. Поддерживает как образовательную функцию, так и функцию оценивания.
(29) Chalk & Wire (КПО) Система, разработанная компанией Chalk & Wire Learning Assessment. Во многих университетах используется в качестве образовательного портфолио.
(30) LiveText (КПО) Система, разработанная компанией LiveText. Создана в соответствии со стандартами ассоциации INTASC. Используется в качестве образовательного портфолио.
(31) Система управления портфолио KIT (Технологический институт Канадзава) (ППО) Система, разработанная в Технологическом институте Канадзава для поддержки студентов. Основана на принципе PDC (Plan, Do, Check). Студенты могут сверяться со своими запланированными целями раз в неделю или раз в семестр, чтобы контролировать процесс эффективного обучения.
(32) Система самооценки образования (Технологический институт Кюсю) (ППО) Электронная система, разработанная на основе результатов программы самооценки достигнутых результатов студентами Технологического института Кюсю. Позволяет оценивать учебный прогресс во время семестра и в его конце, а также планировать будущее образование и трудоустройство. Также данный вид портфолио позволяет вносить сведения не только об учебных достижениях, но и о кружках, волонтерстве, стажировках и проч.
(33) Sakai/OSP (СПО) Открытая система, содержащая функции портфолио. Нацелена на использование организациями и преподавателями. На данный момент включает в себя LMS-систему Sakai.
Таким образом, современные исследования в данной области предполагают, что системы электронного портфолио могут быть весьма эффективны для обучения, если их правильно использовать. Однако, даже спустя 10 лет после их внедрения, остается еще много недостаточно исследованных вопросов, касающихся их эффективности и методики внедрения в учебный процесс. Электронное портфолио постепенно становится незаменимой частью обучения, и оно требует наличия у обучающихся определенного набора навыков работы с ним, а также умений оформлять и демонстрировать собственные достижения для повышения конкурентоспособности на трудовом рынке. Рассмотренные в данной статье виды систем электронного портфолио обладают множеством функций и инструментов, но ни одна из них не является идеальным примером образовательного электронного портфолио, что обуславливает необходимость дальнейших исследований в данной области и доработки существующих систем электронного портфолио для образовательного процесса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий